Хиппи
Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power». На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками.
Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!».
История
В 40-х — 50-х годах XX века в США среди представителей «разбитого поколения» (битников) существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.
Первое использование слова хиппи зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов 22 апреля 1964, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение to be hip, означавшее «быть в курсе», «просекать», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались hips.
Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы («хайры»), слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You» Сонни и Шер), употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах (самая известная ныне коммуна находится в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а так же использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».
Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas and the Papas, исполнялась певцом Скоттом МакКензи) и «All You Need Is Love» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка
В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.
Хиппи показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи: сексуальная революция; терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям; однополые браки; легализация ПАВ во многих странах; терпимость к расовым различиям; влияние на моду; популяризация здоровой пищи,вегетарианства; антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии; экологические движения; свободные путешествия (автостоп).
Хиппи и политика
Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным.
Американские хиппи сторонились мира капитала, жили коммунами и симпатизировали коммунистам СССР и Китая, надеясь устроить в Штатах Революцию. Наиболее политизированными из хиппи были йиппи, самый известный из которых — Эбби Хоффман. Со временем хиппи поняли, что начинать надо с себя. А революцию надо начинать проводить в сознании, а не обществе.
Хиппи в России
Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в семидесятые годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека. В России в настоящее время более 10 000 людей относят себя к хиппи.
Появившись на заре свободы, хиповская культура и символика послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных культур. Ролевики носят фенечки, часто как украшения и даже не понимая их смысла. Разговорные языки готов и рэперов представляют из себя творчески искажённый хиповский сленг.
К культуре хиппи относится также фольклорная традиция, в основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни.
Мода и стиль хиппи
Для более глубокого понимания мировоззрения и стиля жизни хиппи, обратимся к книге «Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на обществос шестидесятых до наших дней» (перевод Царева Романа Юрьевича, сетевая версия Ивана Сергеевича Кузнецова ), которая основана на мнениях и высказываниях хиппи, известных в 60-е годы.

Джеймс Лавер
«Единственным ограничением в гардеробе хиппи были лишь рамки нашего психоделического воображения. Клеша правили балом – от полосатых до джинсовых, смешанных, с низким поясом, обнажающим пупок и даже кожаных. Верхняя часть варьировалась от рубашек негру до ярко окрашенных африканских дашики и средневосточных кафтанов, тай-дай и шелковых мужских рубашек с оборками. Девушки носили индийские сари и саронги с Бали и Явы. Бархат, кожа, батик, джинса, индийский хлопок и шелк были очень популярны. Оп арт (см. глоссарий), фрактальные образы и психоделические мотивы, появляющиеся на одеждах вскружили нам головы. Обувь разнилась от сандалий до сапог на молнии, платформ и ярких туфлей из лакированной кожи. Крестьянская одежда, длинные со с кладками юбки были тоже очень популярными.
В ходу были фенички из бисера, банданы, кожаные куртки, жакеты с оборками и небольшие очки с круглыми или квадратными цветными линзами. Ювелирные украшения, особенно выполненные из мексиканского, индийского или марокканского серебра имели особое значение. Носили браслеты, кольца, колечки для ушей, для носа, браслеты на щиколотке, особенно на вечеринках и концертах. Ожерелья украшались символами мира, поднятым кулаком, символами ин-янь и другими символами восточной эзотерики.
Необходимо добавить также, что ни один, уважающий себя хиппи никогда бы не надел одежду с логотипом какой-нибудь компании. Среди хиппи это считалось полным маразмом. Никаких логотипов, никакой рекламы со спортсменами, никаких промоушенов, никакой поддержки Великого доллара. Только недорогая, удобная, легкая в починке, секонд-хендовская одежда придаст тебе подходящий вид.
На запахи тоже была мода. Благовония наполняли воздух, где бы ни собирались хиппи. Дети цветов должны и пахнуть соответственно: лавандой, розой, гарденией и другими цветочными ароматами
Дома, в кумпусах колледжей, в коммунах, везде хиппи украшали свое жизненное пространство всевозможными постерами. Они были большими, недорогими и цветастыми и закрывали большую часть стены. Постеры с музыкантами и концертными выступлениями, а также с обложками альбомов были самыми ходовыми. Некоторые постеры отображали политические взгляды живущих в этом месте. Сюда входили постеры за мир и любовь, против войны, за блек пауэр, за феминизм или протестующие против чего-либо. Тибетские мандалы и янтры использовались как для украшений, так и для медитаций. Хиппи любили раскрашивать свои комнаты яркими красками. Часто на стенах можно было видеть радугу, звезды и даже фрески.
Большинство предметов интерьера были привезены из-за границы, хиппи спровоцировали большой бум на ввоз импортных товаров. Сюда входили занавесы из бисера, большие напольные подушки, плетеные столики и стулья, статуи индийских богов (как Шива, Ганеша или Будда), марокканские коврики и т.п.
Стремясь к природе, хиппи наполняли свои дома жизнью. Создавая что-то типа джунглей, с папоротником, лозой, растениями с сочной листвой, порой внутри дома растений оказывалось больше, чем снаружи.
Существенным атрибутом дома хиппи была стереосистема. Хиппи покупали самые лучшие музыкальные центры, какие только могли себе позволить. Музыка была чрезвычайно важна для нас.
Типичной машиной хиппи был микроавтобус или автобус Фольксваген. Небольшие туристические машины и даже школьные автобусы превращались в жилище от одного до дюжины хиппи. Обычно машины раскрашивали (зачастую они просто нуждались в покраске) в яркие цвета и психоделические узоры, чаще всего включающие цветы, символы мира, мистические символы или просто ландшафт.
Процесс поглощения того, что выросло на земле – вероятно самое прямое взаимодействие с Землей».
Франсис Мур Лаппе
«Пища – это важнейшая часть любой культуры. Хиппи создали свою собственную кухню – смесь индийской, американской, средневосточной, мексиканской, итальянской и азиатской кухни, с уклоном на вегетарианство. Это недорогая еда – супы, свежие салаты, обильные основные блюда (с большим количеством овощей) и десерты. Натуральным продуктам, особенно со своего огорода всегда отдавалось предпочтение. Сок свежих фруктов и коктейль (обычно из йогурта и свежих фруктов – подобный индийским ласси, но улучшенный хиппи) отличны на вкус, здоровое угощение.
Хиппи поспособствовали популяризации индийской кухни, особенно кэрри, чапати, дахл и риса басмати. Азиатская пища типа тофу, соевых бобов, тамари, рисовых крекеров, темпех составляю сегодня часть здоровой американской диеты. Йогурт, кефир, козье молоко, соевое молоко – все эти нетрадиционные молочные продукты популяризованные хиппи.
Хиппи изучали и практиковали холистическую медицину Азии, Африки, Индии и различных культур со всего мира. Сюда входят травы, гомеопатия, акупунктура, массаж, рефлексология, шиацу, и аюрведическая медицина. Другие вещи, которыми занимаются хиппи, чтобы быть здоровыми – прогулки пешком, тай-чи, йога, суфийские танцы, медитации, посты и посещение бань и горячих источников».
Джон, Босоногий пилигрим
«Хиппи всегда беспокоились об экологии. Они были первыми, кто продвигал продукты, отходы от которых могут разлагаться биологическим способом. Хиппи призывали использовать натуральные ингредиенты во всем от тканей до шампуня. Мы добились, чтобы каждый продукт имел этикетку с указанием всех его ингредиентов. Мы бойкотировали те компании, чье производство или продукты загрязняли окружающую среду, испытывались на животных, были провоенными или очень реакционными, а также компании, производящие опасные химические вещества и оружие».
Стивен Бейли
«Конечно, еще одна часть моды хиппи это язык субкультуры. В 60’х английский пополнился многими новыми словами».

Путь хиппи
…может быть это время года. Да, а может быть это время человека.
И я не знаю, кто я, но жизнь и дана для того, чтобы это узнать 
Джони Митчелл / CS&N (Вудсток) 1970
«Что такое хиппи? Какая разница между старыми хиппи и новыми хиппи? Однажды хиппи – хиппи навсегда? Эти и подобные вопросы являются темой многих дискуссий сегодня.
Некоторые говорят, что это манера одеваться и вести себя, образ жизни. Другие считают, что хиппи – это фанаты рок-н-ролла, те, кто принимает наркотики, или же придерживается радикальных политических взглядов. В словаре приводится значение слова хиппи, как человека, который не подчиняется стандартам общества и проповедует либеральные взгляды и образ жизни. Могут ли все эти определения быть правильными?
Чтобы понять путь хиппи, мы должны взглянуть на все обстоятельства, предшествовавшие зарождению движения хиппи, важные события, изменившие наши жизни, наш окончательный разлад с обществом и философию, выросшую из нашего духовного роста».
Джон Леннон
«Быть хиппи значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми, идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Любить значит принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать себя. И уж, конечно, не осуждать их за внешний вид. Это суть философии хиппи».
Кэт Стивенс (Поезд мира)
«Другие убеждения, которые вытекают из нашей философии: земная духовность, как вера в Гайю (Землю, как единый организм), движение зеленых (политическая деятельность), а также шаманизм и вегетарианство. Эти философские и политические взгляды отображают уважение к природе и планете в целом, то есть то, что так не хватает нашему капиталистическому и материалистическому обществу. Миру нужны хиппи, чтобы показывать альтернативы сложившейся системе и предупредить о грозящих бедствиях, которые наступят, если мы не изменим наш образ жизни. Цель не в том, чтобы каждого сделать хиппи. Скорее мы пытаемся повлиять на других своим примером через терпимость и любовь и проповедуя достоинства пути хиппи».
Сетх (Послания Сетха)
«Так что быть хиппи это не манера одеваться, вести себя, не экономический статус или социальное положение. Это философский подход к жизни, придающий особое значение свободе, миру, любви и уважению других и Земли. Путь хиппи никогда не умрет. Хиппи были всегда с тех пор, как общество наложило правила на Иисуса, на Генри Дэвида Торо, на Джона Леннона, на тебя и меня. Я верю, что в каждом из нас живет маленький хиппи. Только он был подавлен в процессе социализации. Нужно его найти и вырастить. Только тогда можно будет полностью реализовать свой потенциал».